Корзина
  • Ваш заказ пуст!

Что такое ФОП и ФАОП в образовании?

Что такое ФОП и ФАОП в образовании?

292

С 1 сентября все детские образовательные учреждения должны начать реализовывать  федеральные образовательные программы(или ФОП), утверждённые Законом об образовании от 24.09.2022 № 371-ФЗ.

А для детей с ОВЗ предусмотрена Федеральные адаптированные образовательные программы (ФАОП) , утверждённые от 24.11.2022 № 1022-ФЗ.

Что такое ФОП (или ФООП) ?

ФОП ДО – это Федеральная образовательная программа дошкольного образования, определяющая единые для РФ базовые требования, содержание и планируемые результаты дошкольного образования.

ФОП ДО должна быть положена в основу разработки ОП ДО (образовательной программы дошкольной организации), как обязательная часть. Но также допускается включение в ОП формируемой части, которую детский сад разрабатывает самостоятельно. Туда могут быть включены вариативные и парциальные образовательные программы, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, национальным и культурным особенностям региона, а также возможностям педагогического коллектива и детской образовательной организации в целом.

ФОП ДО определяет объём, содержание, планируемые результаты обязательной части ОП ДО, которую реализует детский сад. Это единый стандарт для оценки качества и эффективности работы детского дошкольного учреждения. Детские сады не могут реализовывать программы воспитания с результатами ниже, чем в ФОП ДО.

ФООП – это Федеральная основная общеобразовательная программа, содержащая учебно-методическую документацию, определяющая единые для РФ базовое содержание и нормативы школьного образования определенного уровня, и планируемые результаты освоения образовательной программы. ФООП разработана для начального общего (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и среднего общего (10-11 классы) школьного образования в Российской Федерации.


Что такое ФАОП ?

ФАОП - это образовательная программа, адаптированная для обучающихся с ОВЗ. ФАОП должна быть положена в основу разработки АОП (адаптированной образовательной программы) для детей с различными группами нарушения здоровья.

Коррекционно-развивающая АОП составляется для детей:

с нарушениями слуха;

с нарушениями зрения;

с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР);

с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);

с задержкой психического развития (ЗПР);

с расстройствами аутистического спектра (РАС);

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (УО);

с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Инклюзивное образование является прогрессивным подходом к развитию общества, предусматривающим интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс.


ФАОП направлена на интеграцию такого ребёнка в социум и овладение им культурными средствами общения. Закон об образовании предоставляет родителям право выбора формы образования для своего ребёнка. Если ребёнок посещает образовательную организацию, она обязана создать все условия для сопровождения ребёнка и взаимодействия с семьёй, чтобы помочь родителям успешно обучать и социализировать ребёнка в рамках его нозологии. Это одно из ключевых направлений ФАОП.

Если в образовательную организацию обращается семья с ребёнком с особенностями развития, к работе с семьёй должны быть подключены педагог-дефектолог и воспитатель. Несмотря на недостаток таких специалистов в России на сегодняшний момент, это не является препятствием для введения стандартов образования во всей стране, поскольку стандарты создают условия для появления необходимых специалистов.

Задачей педагога в рамках ФАОП является определение зоны актуального развития ребёнка и поддержка его достижений. Важно ориентироваться на психологический, а не на биологический возраст ребёнка. 

Методические рекомендации ФАОП помогут педагогам разобраться в том, что ребёнок с ОВЗ должен уметь делать самостоятельно, а что – с помощью педагога.

ФАОП предусматривает введение ставок специалистов-дефектологов в образовательных организациях, а также создание специальных условий для обучения. Такие условия включают в себя: 

  • общение с учётом индивидуальных потребностей ребёнка, 
  • облегчение адаптации в среде образовательного учреждения,
  • разнообразный сенсорный опыт, 
  • последовательное увеличение самостоятельности ребёнка,
  • стимуляцию познавательной активности и развития речи,
  • создание ситуации успеха для ребёнка с ОВЗ.

Важно, чтобы педагог в рамках реализации ФАОП изучил особенности предъявления знаний ребёнку с ОВЗ, методы достижения целевых результатов и средства, которые наилучшим образом решают задачи обучения.


Какая цель реализации ФОП и ФАОП?

➤ Создать единый базис содержания детского образования;

➤ Создать единое федеральное образовательное пространство обучения и воспитания детей, обеспечить равные и качественные условия образования, не зависящие от места проживания ребёнка и его родителей, устранить барьеры при переходе из школы в школу.

➤ Обеспечить преемственность дошкольного, начального общего и основного общего образования.

➤ Сформировать основы гражданской и культурной идентичности ребёнка, как гражданина Российской Федерации, путем организации обучения с использованием подходящих по возрасту методов и инструментов.

➤ Обеспечить оптимальные условия для коррекции нарушений, социальной адаптации и освоения образовательной программы детей с ОВЗ в рамках их индивидуальных возможностей.


Когда детские сады и школы перейдут на ФОП и ФАОП?

Школы и детские сады должны привести образовательные программы в соответствие с ФОП, ФАОП до 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ).



6 Октября, 2024